Новости Академической Гребли
Понедельник, 23.10.2017, 16:19
Меню сайта
Наш опрос
Будет ли Программа вновь избранного Президента ФГСР способствовать развитию гребли в России?
Всего ответов: 135
Главная » 2015 » Август » 15 » Что такое гидродинамика и какое значение она имеет в гребном спорте
Что такое гидродинамика и какое значение она имеет в гребном спорте
12:03

Карл Дуглас, инженер, член института инженеров-химиков, доктор наук.

Перевод Суворов С.

Что такое гидродинамика и какое значение она имеет в гребном спорте

Гидродинамика гребли, или несколько способов сбросить пару секунд.

 

Законы гидродинамики управляют почти всеми аспектами движения лодки и гребца. Зная то, как воздух и вода отвечают на движение предметов, мы можем понять, как можно улучшить форму корпуса лодки выше и ниже ватерлинии, усовершенствовать форму весла и помочь спортсмену и тренеру найти более эффективную технику. Гидродинамика может помочь лучше понять тонкости управления лодкой и руления в ней и, в результате, может отделить победителя от проигравших.

Кроме того, те же законы динамики жидких тел определяют нашу работоспособность, ограничивая скорость движения крови и воздуха по кровеносной и респираторной системам нашего организма.

Так как мы занимаемся греблей совсем не для интеллектуального удовольствия, в этой статье я постараюсь не усложнять объяснения определениями и формулами. Не имея законов гидродинамики мы могли бы предположить, что техника гребли и инвентарь уже достигли предела совершенства и не могут быть улучшены и единственный способ заставить лодку двигаться быстрее – сильнее тянуть за рукоятку весла. Если бы это было правдой, эволюция гребли уже давно была бы завершена.

Да, некоторые готовы согласиться с этим или хотели бы, чтобы так оно и было, но на самом деле мы ещё не достигли пределов и существует большой потенциал для улучшения техники, инвентаря и результата.

Несмотря на то, что существует некий предел мощности, производимой человеком, и это подтверждают результаты разных видов спорта, победа в заезде не всегда достаётся самому сильному и самому подготовленному спортсмену. Высшие результаты на эргометре не гарантируют вам победу на воде. Все мы можем вспомнить заезды, в которых физически более сильные гребцы уступали гребцу с «лучшей» техникой. Но в чём же секрет «лучшей» техники? Как часто спортсмены стараются скопировать то, что они считают лучшей техникой, или покупают лодку такую же, как у победителя и идут медленнее или не быстрее чем шли раньше.

Правильная гребля – это не то, как это выглядит со стороны, это невидимые процессы, протекающие вокруг лодки, эргономика и обмен энергией происходящий между гребцом, лодкой, лопастью и водой. Процессы эти – часто неосознанные и почти всегда невидимые.

Понимание этих процессов помогает нам понять, что происходит на самом деле, какие общепринятые представления имеют смысл, какие на самом деле являются полной чепухой. Это даёт нам возможность сбросить пару секунд на любой гонке.

Развитие гидродинамики в последние годы привело к появлению новых знаний и инструментов, недоступных предыдущим поколениям. Если наша задача победить, необходимо приложить мозги к решению этой задачи. Для достижения наивысших результатов чемпионы прикладывают и максимальные усилия, и интеллект. Пришло время применять интеллект и в гребле.

Завершая спортивную карьеру Грег Серл (Greg Searle, Олимпийский чемпион 1992 года в 2+, бронзовый призёр ОИ 1996 и 2012 гг.) выразил надежду, что гребной спорт сможет использовать принятый в британском велоспорте принцип объединения малых улучшений. Успехи велосипедистов во многом объясняются подробным анализом мельчайших деталей подготовки техники и оборудования. Они игнорировали рекламу и внимательно оценивали твёрдые доказательства вклада каждой детали в общий результат. Только то, что даёт хотя бы небольшое, но доказанное преимущество остаётся, остальное отбрасывается.

Такой подход требует знаний в нескольких смежных науках, целеустремлённости и желания улучшить показатели оборудования и спортсмена. И это касается настоящего, «жёсткого» содержимого, а не внешней формы, эстетики или стиля.

В гребле приняты упрощённые объяснения, не связанные с какой-либо реальной наукой. Сто лет назад гребля была искусством, далёким от науки и окружённым псевдонаучными теориями о технике гребли и конструкции лодки. То, что в те времена имело значение, с тех пор изменилось в совершенно другом направлении. Недавние идеи, например о важности эргометра в подготовке гребца, не всегда были полезными. Часть тренеров предпочитает заставить спортсменов грести одинаково, пусть даже совершая одинаковые ошибки – в этом случае лодка пойдёт быстрее, чем если бы каждый грёб «по-своему». Поэтому объяснить преимущества использования научного подхода будет довольно сложно. Но за последние 150 лет наука сделала большой шаг вперёд, и теперь мы можем предсказать поведение реактивного двигателя или самолёта в воздухе – для этого теперь нет необходимости поднимать самолёт в воздух.

Некоторые идеи гидродинамики могут на первый взгляд показаться нелогичными, но они могут заменить предположения и догмы на очевидные факты. Может оказаться, что многое из того что нам казалось правильным, окажется неверным.

Парусники высокого уровня высоко ценят гидродинамику. Я участвовал как инженер в проектировании и строительстве парусных судов, и мне нечего было ответить на вопрос моих друзей - «парусников»: «вы гребцы работаете гораздо больше нас, почему же вы не используете достижения науки в спорте?» Это хороший вопрос и я думаю, что профессиональное обсуждение может помочь нам грести быстрее.

Мы воспринимаем парусный спорт как вид, полностью зависящий от сил природы, забывая насколько природа влияет на результат в гребле. Часто приходится слышать «условия равны для всех», даже в том случае, когда преимущества настолько очевидны, что «быстрые» экипажи сеют на «быстрые» воды.

Понимающий гребец всегда найдёт возможность уменьшить потери от невыгодного положения, в зависимости от внешних условий изменить настройки лодки и технику гребли так, чтобы избежать бесполезных трат энергии и грести быстрее. Наука делает это возможным, если мы не пренебрегаем гидродинамикой и не ленимся её использовать.

В следующих статьях будет рассматриваться движение корпуса лодки в воде, как вода отвечает на это движение, как возникает сопротивление и как берег или идущая рядом лодка увеличивают это сопротивление. Мы также рассмотрим взаимодействие лопасти с водой, потери энергии в гребке и то, как можно уменьшить эти потери. В дальнейшем мы рассмотрим влияние ветра на движение лодки и то, как можно уменьшить это влияние. Также важен вопрос руления в лодке, как лодка отвечает на действия рулевого и как мы зависим от действий рулевого – это может помочь и рулевым и команде. Так же мы рассмотрим, как вес лодки влияет на скорость движения и результат (это не так просто, как может показаться на первый взгляд).

 

9 широко распространённых заблуждений о гребле.

1.​ «Большая отработка – это хорошо». Нет! В ней остаётся большая часть ваших усилий, которые не идут на продвижение лодки.

2.​ «Лопасти весла отталкивают воду». Нет, это наименее эффективный способ движения лодки.

3.​ «Для увеличения скорости лодки необходимо уменьшить смачиваемую поверхность». Это не совсем так, быстрая лодка должна быть узкой и длинной и большая смачиваемая поверхность – необходимая плата за скорость.

4.​ «Вы должны ускорять лодку». Нет, сопротивление скольжению ниже всего при постоянной скорости лодки.

5.​ «Сопротивление воздуха незначительно и одинаково для всех». Нет, нет и нет! Но это сопротивление легко уменьшить.

6.​ «Проскальзывание лопасти в воде – это то же самое, что более длинный внутренний рычаг весла». Нет, это бесполезная трата энергии.

7.​ «Закинув лопасть в захват необходимо дождаться появления опоры и только потом начинать тянуть». Нет! Начинайте тянуть в момент захвата.

8.​ «Середина проводки – самая эффективная часть гребка». Нет, и ещё раз нет.

9.​ «Более эффективная лопасть ощущается как обычное весло». Нет, более эффективная лопасть кажется более тяжёлой.

Просмотров: 1262 | Добавил: academist | Рейтинг: 4.0/2 |
Нравится
Всего комментариев: 1
1  
эфективная лопасть тажела-а...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Август 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright Academist.moy.su © 2017 Лодки,вёсла и комплектующие для академической гребли Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100