Новости Академической Гребли
Понедельник, 23.10.2017, 16:13
Меню сайта
Новые комментарии
Кто может сказать как можно приобрести книгу "Стив Фернберн о гребле"

15:35 | Сегодня 3
Спорт

От Олимпиады отстранены еще несколько наших спортсменов
...

Спорт http://5-tv.ru/news/108848/

Российские гребцы не едут на Олимпиаду в Рио
Международн...

Почему перестал работать сайт Новости Академической гребли?
Негде пожаловаться прилюдно на работу федер...

История гребли в Санкт-Петербурге (часть 1-я)

Книга о гребле в Санкт-Петербурге появилась благодаря титаническому труду члена «Санкт-Петербургского гребного общества» И.И. Малыгина. Материалы своей книги он собирал по крупицам в Публичной библиотеке и из личных бесед с ветеранами гребного спорта.

Представляем вам с небольшими сокращениями его книгу «Исторические записки о развитии гребного спорта в Санкт-Петербурге». Материал книги настолько подробный и документально точный, что кому-то он может порой показаться скучным, но это история, которая требует бережного отношения. Для истинных ценителей спортивных традиций все представленное будет весьма интересно, а также показывает, какие обстоятельные люди занимаются академической греблей.

Одной из важных причин позднего начала развития водного дела  в России было то, что центром жизни допетровской Руси была Москва, которая не представляла благоприятных условий для развития водного дела.

С переносом столицы России из Москвы в Петербург, для водного дела вообще и гребного, в частности, создались совершенно иные предпосылки. В 1718 году указом Петра I основан в Петербурге первый в мире яхт-клуб, которому было присвоено название  «Невский флот».

Для развития деятельности Невского флота Петр безвозмездно раздает разным лицам в полное их владение 141 судно (яхты, торищехоуты, верейки и т.п.) на сумму 125 тысяч рублей для "экзерцирования на реке Неве”.

"На тех судах – говорится в указе – ничего тяжелого, а именно: кирпича, дров и прочего, отчего может мараться, не возить…также держать судно под кровлей, дабы не мокло и не драло солнцем”.

Стремясь приохотить жителей молодой столицы к воде, Петр запрещает строить мосты, а в 1719 году издает указ о постройке у Летнего сада верфи для бесплатной починки гребных и парусных судов. Тем же указом все управление судами Невского флота было возложено на поручика Потемкина, и, кроме того, этим же указом была разработана дислокация экскурсионных выездов всех судов «Невского флота» не Большую Неву. Согласно дислокации, по воскресным и праздничным дням, несмотря ни на какую погоду, все владельцы  гребных и парусных судов должны были совершать водную прогулку продолжительностью: в мае – 3,5 часа; июне – 4 часа; июле – 3,5 часа, в августе – 3 часа; сентябре – 2,5 часа и октябре – 2 часа.

В 1723 г. Петр создает чертежи и инструкцию по постройке однотипных гребных судов для «Невского флота».

Приведенные выше факты дают нам право предполагать, что в этот период времени в России  проводились гребно-парусные состязания.

Со смертью Петра I водные прогулки «Невского флота» постепенно стали отмирать. Суда, пожертвованные царем, то отбирались у их владельцев и праздно гнили на "партикулярной верфи”, то возвращались обратно.

В царствование Анны Иоанновны, а позднее Елизаветы Петровны делались попытки к возрождению деятельности «Невского флота», но все они были безрезультатны. Когда 1-го мая 1743 года последовало распоряжение Елизаветы Петровны собраться «Невскому флоту» "на экзерцицию”, то на таковую явилось лишь два судна – Постогова и Строганова. Так постепенно рушился первый в мире яхт-клуб.

Спустя 125 лет после основания «Невского флота», а именно в 1846 году по указу Николая I в России возникает второй по счету яхт-клуб, названный "Императорский Санкт-Петербургский яхт-клуб”. Но и этому яхт-клубу не суждено было стать родоначальником водного спорта в Петербурге.

Уже сам устав яхт-клуба, непременная принадлежность вступающего к дворянскому сословию,  наличие своего собственного судна, значительный (50 рублей) членский взнос и т.п. делали "Императорский яхт-клуб” учреждением, недоступным для большинства истинных любителей водного спорта. Новый яхт-клуб быстро потерял всякий намек на спортивный облик и превратился в место веселого времяпрепровождения петербургской знати.

Между тем, в Петербурге было немало лиц, серьезно заинтересовавшихся водным спортом вообще и гребным в частности.

В первую очередь необходимо указать на англичан, проживающих в Петербурге в так называемой Английской колонии, которые с 1840 года изредка совершали водные прогулки по рекам Малая Невка и Ждановка на гребном судне с кратким названием "Стрела”.

Значительно позднее, а именно с 11 мая 1858 года, жители Петербурга могли часто наблюдать в районе Черной речки (Новая деревня) гребно-парусную шлюпку "Забава” с группой молодых людей, совершавших поездки вокруг Елагина острова, а иногда и на водном просторе Маркизовой лужи за оконечностью Елагинской Стрелки.

Указанная группа молодых людей состояла из 8 человек: Познанского В.Ю., Вилькинса Н.Х., Кавоса Ц.А., Аттила А.А., Сытина В.А., Тихановского Н.Н. и братьев В.Я. и Д.Я. Фукс, которые на свои средства приобрели шлюпку "Забава” (имела в длину 17 футов и плимутское вооружение), сняли для ее стоянки на Черной речке у дачи Григоровича № 13 небольшой береговой участок и решили организовать неофициальный кружок любителей водного спорта, который был в шутку назван ими "Моряк на все руки” (в дальнейшем был переименован в "Санкт-Петербургский речной  яхт-клуб”).

По предложению Познанского, был разработан флаг кружка (синий якорь с тремя пятиконечными звездами на белом фоне), который в обязательном порядке должно было нести каждое судно кружка; составили внутренний распорядок, завели общий стол, выбрали командира (Познанского В.Ю.) и под его руководством стали совершать регулярные водные прогулки в течение всего лета.

Несмотря  на скромный бюджет кружка (членский взнос был установлен в сумме 7 рублей в год), дела его пошли хорошо. К началу 1859 года число его членов составляло уже 40 человек; судовой инвентарь, кроме шлюпки "Забава”, насчитывал еще два гребно-парусных судна, "Чайка” и " Ласточка”.

Помещение на Черной речке стало мало, и кружок перенес свое место пребывания на дачу Бодрова, расположенную на Крестовском острове, против Елагинской пристани (недалеко от ныне существующего 2-го Елагина моста). К концу года собранием членов кружка было решено переименовать кружок с шутливым названием «Моряк на все руки» в «Невский яхт-клуб». Во второй год неофициального существования «Невский яхт-клуб» имел крайне ограниченный бюджет, который выражался в сумме 363 руб. 25 коп.  при общем расходе 278 руб. 27 коп.

Два года  неофициального существования «Невского яхт-клуба» выявили ряд неудобств  «нелегального» положения, а к тому же различного рода придирки со стороны полицейских властей сильно затрудняли дальнейшее развитие яхт-клуба.

По инициативе Познанского, Кавоса и Вилькинса 14 декабря 1859 года было созвано общее собрание членов «Невского яхт-клуба» для рассмотрения проекта Устава яхт-клуба (который было решено зарегистрировать под названием «Санкт-Петербургский речной яхт-клуб»). Цели яхт-клуба были следующие: «распространение между любителями водного дела шлюпочного плавания в пределах водного бассейна Петербурга, разработка научных и практических сведений, относящихся к плаванию на гребных и небольших парусных судах, а равно улучшения постройки оных в столице».

По предложению авторов проекта Устава, официальный яхт-клуб предполагалось именовать «Клуб Невских Ботиков», но большинство членов предложило официальный клуб назвать «Санкт-Петербургский речной яхт-клуб», что и было принято.

14-го марта 1860 года был утвержден Устав  клуба, а 21-го    мая  того же года на даче Шишмарева в Новой деревне (приблизительно против восточной оконечности Елагина острова) был поднят флаг «Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба» (далее СПБ РЯК), который и явился родоначальником водного спорта не только в Петербурге, но и в России.

В первый год своего существования «СПБ РЯК» насчитывал 183 человека, а судовой инвентарь состоял из 42 единиц гребных и парусных судов.

Первым мероприятием в деле развития гребного спорта было составление правил для гребных состязаний.

По разработанным правилам, проведение гребных состязаний возлагалось на «комиссию по гонкам». Гребные гонки разделялись (по числу гребцов в лодке) на разряды.

Для каждого разряда назначался особый приз. Призы приобретались «комиссией по гонкам» на подписные деньги, которые в то время были довольно значительные, а именно: с каждого клубного судна взималось по 5 рублей, а с посторонних – 10 рублей. Все записанные на гонку суда осматривались «комиссией по гонкам» и признанные не отвечающими по своим размерам и обводам нормам на гонку не допускались.

31-го июля 1860 г. на средней Невке (против Елагинской пристани) была устроена первая гребная гонка для всех любителей этого прекрасного вида спорта, проводимая по строго регламентированным правилам и ведением протокольных записей состязаний.

Однако, справедливость требует указать, что эта гребная гонка для Петербурга не была новостью, и гребные гонки устраивались раньше указанной даты, а именно: в период с 1742 по 1852 год на Б.Неве Городской управой проводились гонки для гребцов-перевозчиков на судах типа «ялик».

В те времена жители Петербурга называли эти гонки «гонки краснорубашечников» по цвету рубашек, носимых перевозчиками, так как установленная для них форма - «синие шаровары и красная рубашка». (Что таковые состязания были и проводились на Б.Неве,  автору подтвердили в беседе ветераны гребного спорта М.Г. Переффер и Ф.И. Бергман, которые видели их лично).

Первая гребная гонка «Санкт-Петербургского речного яхт-клуба», в которой впервые участвовали  в качестве гребцов спортсмены-любители и притом на «гоночных судах» вызвала живейший интерес среди населения Петербурга. Прекрасная летняя погода в значительной степени способствовала привлечению массы зрителей, собравшихся на обоих берегах Средней Невки, и также на наемных лодках, следя за каждым моментом состязания и поощряя состязающихся подбадривающими криками «Ура!», а победителей – бурными аплодисментами.

Первая открытая гребная гонка пробудила большой интерес к гребному спорту среди неорганизованного населения Петербурга и, главным образом, среди трудового и мелкого служилого класса, проживающего в Новой деревне, Охте и Гавани.

Во второй гребной гонке, устроенной яхт-клубом 16-го июля 1861 г. из шести заездов программы соревнования – четыре заезда, а именно: гички с тремя гребцами; гички с двумя гребцами; гички с четырьмя  гребцами, и в шлюпках-одиночках (разыгрываемых впервые), участвовали гребцы из неорганизованного населения, а победителем в заезде шлюпок-одиночек вышел гребец-любитель (мелкий банковский служащий) Свиридов И., который дистанцию в 2,5 версты с одним поворотом прошел в 17 мин. 35 сек., опередив прекрасного гребца – члена клуба Дребезгова О.

В начале 1861 г. яхт-клуб в четвертый раз с момента своего зарождения меняет местопребывание на более удобное для выхода судов в залив.

Для осуществления этой цели была снята дача Волкова в Старой деревне, расположенная на реке Б.Невка (напротив Елагинской стрелки, на том месте, где впоследствии начал свою деятельность «Парусный кружок» а затем, значительно позднее, «Петровский яхт-клуб»), где 9-го мая и был поднят флаг второго года существования «Санкт-Петербургского речного яхт-клуба».

По отчетным данным, число членов в 1861 г. несколько уменьшилось по сравнению с 1860 г.  Если яхт-клуб насчитывал в 1860 г. 183 человека, то в 1861 г. их было 146 человек, но зато судовой парк значительно возрос и составлял 59 единиц против 42 единиц в 1860 г. В числе 59 судов яхт-клуб имел первый гиг-аутригер «Джерди», построенный на судоверфи Мессум в Англии.

Появление первого в России гига-аутригера произвело сенсацию среди петербургской публики. Транспортировка этого «первенца» из таможни в гавань яхт-клуба не лишена интереса, о чем следует сказать несколько слов.

Прибывший из Англии аутригер необходимо было доставить  в гавань яхт-клуба в Старую Деревню. Было решено доставку осуществить «собственным» ходом для чего были наняты гребцы-матросы. Все их попытки грести на аутригере успеха не имели: гребцы при первых же ударах ловили «рака» и, нарушив баланс судна, перевертывались и совершали вынужденное купание. После ряда попыток со стороны матросов продолжать греблю, последние отказались от доставки судна.

Зато каково было удивление публики, когда члены яхт-клуба Вилькинс, Бруни А., Маршалов Д.  и Познанский, имея на руле  Франко-Нетто, без всякого труда доставили аутригер в гавань яхт-клуба водой, да еще по взморью. 

С 1861 года в Петербурге началась организованная постройка спортивных гребных судов, сперва типа шлюпок и гигов, а затем небольших яхт. Новатором в этом деле был член яхт-клуба Дребезгов, который на Б. Охте открыл мастерскую по постройке судов.

В первый же год существования мастерской последняя привлекает значительное количество заказчиков не только из Петербурга, но и из различных городов  Европейской России – Киева, Казани, Саратова, Астрахани и т.п.

Первым гребно-парусным судном, построенным в мастерской Дребезгова, была полупалубная яхточка «Капрера», имевшая следующие размеры: длина 21 фут, 9 дюймов, ширина 6 фут, осадку 2 фута 5 дюймов.

Как было сказано выше, начиная с 1840 г. на рукавах Невы петербуржцы наблюдали гребную шлюпку «Стрела», которая принадлежала англичанам, проживающих на Васильевском острове в так называемой «английской колонии».

В 1842 г. некто Гюго Перкинс, англичанин по национальности, с целью объединения лиц (британских подданных), желающих заниматься гребным спортом, учреждает приз для гребцов-одиночников, названный «Серебряные весла».

Приз – переходящий, и право обладать им мог оспаривать каждый британский подданный, проживающий в Петербурге. Дистанция  для выгребания была установлена в 1,5 версты (1598 метров) без поворота. Приз представлял собой  небольшой, изготовленный из черного дерева, ящик, на крышке которого два скрещенных серебряных весла. Внутри ящика помещался пергамент, на который заносились дата соревнования и фамилия победителя. По условиям розыгрыша приза, лицо, выигравшее его, являлось его держателем до тех пор, пока кто-либо из соискателей не делал вызова держателю. Отказ от вызова равносилен проигрышу и вызвавший без борьбы становился победителем приза. Означенный приз с некоторыми перерывами разыгрывался до 1913 года. Первым обладателем приза был некто Чарльз Хенли.

В целях популяризации гребного спорта среди населения Петербурга, яхт-клуб в 1862 году сделал предложение группе англичан принять участие в открытой гребной гонке в заезде «четверок». После длительных переговоров предложение яхт-клубистов было принято англичанами и 5 августа 1862 г. состоялась эта встреча. Гонка выгребалась на обычной яхт-клубской дистанции на р. Средней Невке и была равна 2,5 верстам с одним поворотом. В означенную гонку, кроме англичан и яхт-клубистов, записались две команды гребцов-любителей из неорганизованного населения Петербурга: охтяне на судне «Александра» и стародеревенцы на судне «Шутиха».

Со старта вперед уходит команда судна «Александра» и «Шутиха», которые уже на первой четверти дистанции оторвались от противника на два корпуса. Волнение сильно усложняло греблю и легким аутригерам английской постройки «Спарк» и «Дарт» трудно было держаться с более тяжелыми судами русской постройки. Первым окончила дистанцию команда судна «Александра» со временем 15 мин. 11 сек., вторым команда судна «Шутиха» в 15 мин. 27 сек., третьим – команда судна «Спарк» со временем 16 мин. 01 сек., и англичане - последними со временем 17 мин. 02 сек.

После указанной встречи англичане долгое время уклонялись от участия в гребных гонках яхт-клуба и лишь в 1870 г. оба эти клуба встретились снова.

В 1863 году гребной спорт в Петербурге значительно шагнул вперед. У яхт-клуба уже было несколько гоночных гигов, из которых наибольшей популярностью пользовались: «Голубушка», «Нева», «Стрела», «Цыпка» и «Зазнобушка», а также, четыре четверки аутригера (постройки английских судоверфей) «Джерид», «Спарк», «Наутильос», «Щепка».

Гребцы-любители охтяне имели коллективные суда: 4-х  весельные гиги «Александра» и «Шутиха» и 2 гички с тремя  гребцами: «Цапля», «Безымянка».

Гребцы-любители Выборгской стороны – четверку гичку «Начало» и гичку с тремя гребцами «Забава», а гребцы любители Гавани – гичку с тремя гребцами «Ласточка» и четверку «Лоскутиха».

Стародеревенцы и гребцы любители Новой деревни в своих выступлениях пользовались судами любезно предоставляемыми яхт-клубом.

Суда гребцов-любителей имели местом стоянки-«плотомойни» (небольшое дощатое сооружение на плоту, которое служило для полоскания белья), расположенные по берегам Невки, Б.Невы, реки Фонтанки.

Владельцы «плотомойни» брали небольшую арендную плату за стоянку судов, а некоторые, как например Александра Шумилова (имевшая плотомойню на средней Невке – против помещения ныне существующего гребного клуба «Спартак») предоставляла свою плотомойню для безвозмездной круглогодичной стоянки судов и даже выделила небольшую коморку под раздевалку гребцов. Память о тёте Саше долго хранилась среди гребцов-любителей того времени.

1863 год по праву надлежит считать годом начала «народных гонок» или вернее сказать – состязаний неорганизованных любителей гребного спорта на судах-шлюпках отечественной постройки.

Весна 1863 г. была очень холодная, и лишь в конце мая яхт-клуб открыл свою летнюю деятельность. Между тем гребцы-любители из неорганизованного населения начали тренировку с ранней весны, особенно гребцы с Галерной гавани на судне типа «лоцманка». Об этом интересном и самобытном судне необходимо сказать несколько слов.

«Лоцманка» имела в длину 16-18 футов, шириною 7-8 футов. Нос и кормовая часть судна имели остроконечную форму, несколько приподнятую над водой. Судно было облегчено в весе за счет постройки из еловых поясов толщиною 5-6 мм, с применением крепления последних «кромка на кромку» (клинкер), а позднее в «стык» (скиф), а также, за счет уменьшения шпангоутов, против обычной шлюпки. Пояса судна, до их крепления к килю и шпангоутам, первоначально хорошо пропитывались горячей олифой, а затем уже внутри и снаружи покрывались тонким слоем масляной краски, преимущественно голубого или светло-зеленого цвета.

Команда  «лоцманки» – два гребца и третий «поддавочный», который, гребя «обратно» (от себя) помогал ходу судна и одновременно был рулевым, производил руление при помощи своих поддавочных весел.

Форма входа
Наш опрос
В какой лодке Вы бы предпочли победить на Олимпиаде?
Всего ответов: 383
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
rowingnews.ru

Promote your Page too
Copyright Rowingnews.ru © 2017 Лодки,вёсла и комплектующие для академической гребли Рейтинг@Mail.ru